9 Взаимосвязи государства, науки и бизнеса в современном инновационном процессе

Розничная и оптовая торговля 82 20,5 Телекоммуникации и связь 13 2,25 Пищевая 29 7,25 Прочие 30,0 Источник: Вместе с тем по объему реализации продукции на первом месте находится группа предприятий нефтегазового комплекса. В то время как объем реализации машиностроительных предприятий в среднем составляет порядка 15 млрд. Следовательно, компании нефтегазовой отрасли с точки зрения вклада в формирование ВВП страны являются основными, в связи с чем, они занимают ведущее место в структуре крупного российского бизнеса. В силу своего ключевого значения именно крупные компании определяют основные направления взаимодействия бизнеса и государства, особенно в сфере инновационного развития, они же формируют формы и методы реализации партнерских отношений государства и предпринимательских структур в рамках совместных проектов, предполагающих объединение государственных и частных компетенций, материальных и финансовых ресурсов. Значительно различается по сравнению с иностранными компаниями и структура расходов на разработку и внедрение технологических инноваций на уровне компаний. Объем затрат на собственные исследования и разработки предприятий в г. Такая форма распределения затрат на инновации характерна для стран с низким научным потенциалом, таких как Польша, Кипр, Болгария, Словакия, Эстония. Так, в рейтинге корпораций, осуществляющих инновационные разработки, присутствует всего 3 представителя России:

Как бизнес может помочь науке, а наука бизнесу?

Национальные инновационные системы в России и ЕС. Эффективное государственное управление инновационной экономики: В современных условиях приоритетной проблемой развития российской экономики является активизация инновационных процессов. В глобальном масштабе научно-технический прогресс признан важнейшим фактором перехода к устойчивому экономическому росту и все чаще связывается с формированием инновационных механизмов, которые объединяют науку, технику, предпринимательство и менеджмент.

Активная роль государства в развитии инноваций. 92 крупного бизнеса, государства, науки и технологических предпринимателей. ведения бизнеса, инновационная деятельность имеет принципиально иной профиль и адаптировать корпоративную культуру и систему мотивации как внутри компаний.

Модели формирования национальных инновационных систем 13 Сентября 34 Исследования Экономическое развитие сегодня основано на знаниях, а их производство становится источником экономического роста и инноваций. При этом в развивающихся экономиках национальные инновационные системы только формируются. Что на них влияет? Какие модели работают в развитых странах? На рубеже века начали развиваться процессы, меняющие основной вектор экономического развития и формирующие экономики нового типа, где сектор знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста.

Это означает, что доминантой экономического роста становится система научных знаний, новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг, а также новых форм организации бизнеса. Инновации превращаются в стратегический фактор роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стране.

Наиболее интенсивно процесс формирования национальных инновационных систем НИС происходит в развитых экономиках. В зависимости от национальных особенностей и экономического потенциала формируются различные типы или модели НИС. В данной работе предлагается анализ НИС как новой формы экономического развития, а также зарубежного опыта формирования существующих и перспективных моделей НИС. Фримэна Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания , Б.

Упсала, Швеция и Р.

Взаимодействие науки и бизнеса

Вячеслав Селивестров — о дряхлости действующей экономический модели в России и необходимости модернизации стратегического планирования и управления на всех уровнях Российская экономика сегодня переживает затяжную рецессию, выход из которой ожидается не скоро. Эта ситуация лишь отчасти связана с санкционными ограничениями и с недостатком поступления в бюджет валютных поступлений из-за низких цен на нефть на мировом рынке. Главная причина — в исчерпании сложившейся экономической модели, которая в самом начале нового тысячелетия в определенной степени себя оправдала, но сейчас стала явным тормозом дальнейших социально-экономических преобразований.

Последние безусловно связаны с необходимостью модернизации макроэкономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политики. Не менее, а, возможно, и более важные решения лежат в плоскости действенной инновационной политики государства и в модернизации стратегического планирования и управления на федеральном и региональном уровнях. Российская академия наук и ее институты обязаны быть в эпицентре таких преобразований и брать на себя роль лидера в генерации стратегических направлений и приоритетов.

инновационных систем. 5. . Структура национальной инновационной системы. Финансовые структуры В настоящее время в России более чем в 30 регионах . Взаимодействие государства, науки и бизнеса.

Проблемы и факторы развития науки и инноваций в России О. Голиченко Экономическую основу общества, базирующегося на знаниях, составляет национальная инновационная система, в которой налажены эффективные взаимоотношения между наукой, производством и обществом, когда инновации служат основой развития экономики и общества, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют важнейшие направления развития научной деятельности. Механизмы, позволяющие наладить масштабные процессы эффективного взаимодействия науки, производства и общества в целом, сегодня в России отсутствуют, поскольку нет институциональной основы для значимой мотивации экономических агентов в производстве к инновациям, а в научно-исследовательской сфере — к прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для производства.

Ниже мы рассмотрим проблемы и факторы развития научной и инновационной активности в России. Основной акцент будет делаться на задачах создания: Немаловажное значение будет придаваться определению роли государства, как организатора, катализатора, партнера этих взаимодействий. Усиление этой роли должно содействовать сокращению существующего значительного разрыва между предпринимательской и исследовательской сферами [8]. Развитие технологических инноваций в промышленности Общие характеристики инновационного процесса.

Масштабность усилий по созданию инновационной продукции пока остается невысокой. Низка доля инновационной в отгруженной продукции инновационность продукции. Невысок средний уровень наукоемкости инновационной продукции доля исследований и разработок в отгруженной продукции или в затратах на технологические инновации плюс доля затрат на закупку соответствующей интеллектуальной собственности.

Показатель наукоемкости инновационной продукции имеет сложную динамику. Его некоторый рост в — гг.

Ваш -адрес н.

При отсутствии биполярного мира на фоне кризиса системы мирохозяйственных связей необходимость построения инновационной экономики выражается в преодолении назревших макроэкономических проблем, отчасти существующих еще со времен перехода на рыночные условия хозяйствования: Потеря страной лидерских позиций, отсутствие адекватной системы мотивации реального сектора экономики к развитию. Место России в мировом экспорте энергоресурсов остается высоким, а значит, Россия все еще является сырьевым придатком мировой экономики на фоне падения конкурентных позиций российской экономики в г.

Россия в Глобальном рейтинге конкурентоспособности занимала 58 место, в г. Следствием перераспределительных процессов х гг.

Цель Стратегии – перевести экономику России на инновационный путь науки с бизнесом, государством и образовательной системой и путях их.

Концепция разработана на основе Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период годы далее - НСУР. Концепция призвана ответить на стоящие перед Кыргызстаном вызовы в сфере инновационного развития путем выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Особенность перехода к инновационному типу развития экономики Кыргызстана состоит в том, что происходит усиление конкуренции между предприятиями и странами на мировом и национальных рынках, что определяет основные задачи и тенденции, которые необходимо учитывать при разработке мер государственной политики.

Основные тенденции на современном этапе развития инновационной экономики определяют следующие факторы: Концепция исходит из того, что в существующих условиях высокой конкуренции будут успешно развиваться экономики тех стран, которые своевременно приняли меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками.

В Концепции сформулированы приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного прогресса страны на среднесрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала. В Концепции обозначены цель и задачи, определены потенциал и целевые ориентиры НИС, а также основные направления инновационного развития и формирования инновационно-ориентированной экономики на период до года.

Концепция регламентирует последовательность реализации целей, задач и этапов по модернизации и реформированию НИС, активизации на этой основе инновационной деятельности в стране в условиях объединения усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества в среднесрочной перспективе. Концепция может служить основой для разработки государственной программы инновационного развития национальной экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Она направлена на обеспечение развития экономики за счет заимствования новых технологий, постепенного повышения роли отечественной науки и техники в инновационных процессах, активизацию инновационной деятельности с учетом особенностей экономики республики, совершенствование государственно-частного партнерства, а также механизмов их реализации. Это, в конечном счете, должно обеспечить развитие национального интеллектуального и инновационного потенциала, повысить эффективность и конкурентоспособность страны.

Основные понятия В настоящей Концепции используются следующие определения: Государственная инновационная политика - часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, механизмов и генеральной линии действий, реализуемой Правительством Кыргызской Республики от лица государства в области инновационной деятельности. Национальная инновационная система НИС - совокупность организаций частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства.

Исследовательские и инновационные организации

Инновационный бизнес в России. Поскольку малое высокотехнологичное предпринимательство менее капиталоемкое, по сравнению с крупным производством, оно может создать основу для структурной перестройки на базе прогрессивных технологий. Возрастает роль венчурного капитала. Одним из перспективных направлений является использование франчайзинга — системы, при которой известные зарубежные и отечественные фирмы дают возможность малым предприятиям пользоваться своими товарными знаками , помогая им овладеть всей системой технологий, предоставляя оборудование, ноу-хау и другие условия, обеспечивающие качество и конкурентоспособность продукции в полном соответствии с требованиями фирменного знака.

Основа этих преимуществ — в уровне развития национальных инновационных систем, интегрирующих науку, инновационный бизнес , финансы и другие элементы инновационного процесса. В этой главе рассматриваются основные особенности современного наукоемкого бизнеса, показано содержание государственной научной и инновационной политики , охарактеризованы тенденции глобализации в инновационной сфере.

Вместе с тем в России во взаимодействии государства и бизнеса существует Основные научные результаты диссертации, выносимые на защиту и роль крупного бизнеса в переходе России на инновационный путь развития. . Соответственно, на первом этапе в системе таких взаимоотношениях.

Проблемы и перспективы инвестирования в сельское хозяйство Взаимоотношения государства и предпринимательства в сфере инноваций состоит в регулировании действий участников. В целях доведения научных результатов до новшеств. Воплощение этого вида партнерства согласно своего рода научно — технической программе будет более практичной. Органами власти уже ведется активная деятельность по созданию такого рода программных документов в научной сфере и инновационной.

Стратегия России в области развития науки и инноваций на период до года является одной из последних таких документов, которая должна объединить усилия государства, бизнеса и институтов гражданского общества для того, чтобы реализовать эффективную инновационную систему. Кроме того, рассматривая форму взаимодействия государства и бизнеса в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, можно выделить, что среди отечественных специалистов существует спор по поводу данного вопроса.

Наиболее часто используемой формой государственно-частного партнерства в этой сфере являются контракты, но существует мнение, что более действенной формой был бы договор простого товарищества или договор о совместной деятельности. Предполагаемый договор предусматривает объединение двух и более лиц, которые соединяют свои средства и действуют без образования юридического лица для получения прибыли или достижения цели, не противоречащей закону. Так как государственно-частное партнерство характеризуется созданием специального юридического лица и подразумевает наличие соответствующего договора между участниками.

Наиболее перспективной формой государственно-частного партнерства в инновационной сфере, является финансово-промышленные группы, поскольку состав их участников довольно широк и создает все необходимые предпосылки для участия в ней как представителей государственного, так и частного сектора экономики. Необходимым условием здесь является присутствие организаций, функционирующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных институтов.

При этом учредителями могу выступать как отечественные, так и зарубежные организации. Но в свою очередь на современном этапе бизнес не очень охотно берется за финансирование инновационных проектов, так как здесь существует ряд нерешенных проблем:

Взаимодействие государства, науки и бизнеса – важное условие развития инноваций в Казахстане

Институт экономики МОН РК Взаимодействие государства, науки и бизнеса — важное условие развития инноваций в Казахстане Основными субъектами развития инноваций, как известно, выступают наука, бизнес и государство. При этом на разных этапах развития роль их в инновационном процессе не остается неизменной. В Казахстане имеется определенный прогресс в разработке и применении инструментов регулирования в научно-инновационной сфере.

в Европе, возможно создание макрорегиональной инновационной системы, которая Однако в России идея Triple Helix не сработала из-за Они проходят сквозь бизнес, науку, образование и государство.

Выделены неразрешенные на настоящий момент проблемы в структуре и принципах работы национальной инновационной системы. В конце — начале годов данные обсуждения переросли в более активные попытки формирования инновационной экономики и развертывания модернизационных процессов в российской промышленности. Однако сложившаяся на тот момент мировая конъюнктура создала весьма непростые условия для перехода экономики России на рельсы инновационного развития.

По сей день Россия, как и большинство стран современного мира, ощущает на себе влияние мирового экономического кризиса. Начавшись в году с финансового кризиса, современный кризис все более приобретает черты структурного кризиса. Будущее России во многом зависит от того, сможет ли руководство страны выработать качественно новую модель экономического развития, способную разрешить накопленные к настоящему моменту проблемы и противоречия экономики России.

Технологическая модернизация, в рамках которой должны быть восстановлены существующие изношенные основные фонды, смело может быть включена в перечень неотложных дел. Общее состояние производственного потенциала экономики России в настоящий момент плачевно. Только к году темпы роста ВВП достигли показателей года1. При этом увеличение ВВП было обеспечено в основном экспортом энергоресурсов и ростом торговли, а не благодаря росту производства товаров с высокой добавленной стоимостью как в большинстве более эффективно развивающихся стран.

Наукоемкая промышленность, легкая промышленность, производство промышленных товаров общего потребления, так же как и отраслевая наука в значительной степени потеряли свои позиции в составе промышленности России2. Средний возраст оборудования, используемого в промышленности, превысил 20—30 лет по данным года.

РАЗДЕЛ ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО бизнеса

Взаимодействие науки, образования и бизнеса: Центр европейских исследований — Центр ЕС В пятницу, 25 октября года, в стенах Европейского университета в Санкт-Петербурге состоялся первый день конференции"Взаимодействие науки, образования и бизнеса: Мы публикуем основные тезисы некоторых из пленарных докладов и круглых столов первого дня конференции.

Россия в данный момент находится в сложных экономических, в условиях административно-командной системы, и попытка организовать резкий плохо чёткая и эффективная работа государства в сфере инновационных преобразований. Первое, что сближает науку и бизнес, - это их общие корни.

Определена роль государства в различных условиях становления экономики, основанной на знаниях. Обоснована исключительная роль университетов в создании инновационной системы. Предпринята попытка вывести российскую концепцию формирования инновационной экономики с учетом сложившихся двухсторонних связей государство — наука. Дальнейшее развитие данного взаимодействия рассмотрено до более сложного трехстороннего формата: Срок публикации - от 1 месяца. Несомненно, Россия участвует в глобальном инновационном процессе, но фактически в экономике страны по-прежнему сильна сырьевая составляющая.

Такими образом, инновационное развитие становится национальным приоритетом. Первоочередной задачей видится определение роли государства и других участников инновационного процесса в современной экономике. Наиболее полным из них является следующее: Цели и задачи Создание той или иной новой системы часто начинается с попытки переноса теоретической модели на действительность. По данной схеме западные страны с рыночной экономикой строили модели в течение 25 лет.

Глобализация экономики и развертывание нового этапа в научно-технической революции настоятельно требовали новых идей относительно экономической роли государства, а главное, инструментов вмешательства в рыночный механизм. Переоценка ценностей ознаменовалась началом всесторонней критики кейнсианства, поставившая под сомнения основы этой теории.

Модель взаимодействия в рыночной экономике, где государство взаимодействовало с бизнесом и наукой по отдельности при отсутствии устойчивой связи между всеми участниками, устарела.

Стратегия инновационного развития: эффективная наука